Стратегия и тактика развития магазина
Любая торговая точка должна работать в соответствии с определенным планом, продуманным ее владельцем, — только от этого зависит ее популярность и прибыльность. Хаотичная работа не принесет хорошего результата, поэтому даже самому маленькому бизнесу нужна стратегия развития магазина, создавать которую должен уметь любой управляющий.
Что такое стратегия и тактика магазина?
Под этими понятиями подразумевается, по сути, четкая организация работы торговой точки. Изначально стратегия предполагает составление подробного плана функционирования каждого отдела, и в нее включаются многие параметры:
- статистика объемов продаж
- особенности целевой аудитории
- расположение товара в помещении и подбор мебели для него
- перечень акций и бонусов для клиентов
- реклама торговой точки
Однако это еще не все. Настоящая маркетинговая стратегия магазина начинается с правильного выбора его местоположения, от чего зависит и посещаемость, и доходность. При этом торговая точка не должна просто стоять в определенном месте, она должна привлекать внимание, и в этом плане всегда важен творческий подход – магазин должен быть оформлен так, чтобы целевая аудитория с удовольствием его посещала, причем не просто делала разовые покупки, а превращалась в постоянных клиентов. И творчество должно проявляться не только в создании ярких рекламных кампаний, но и в разработке удачной тактики продаж.
Стратегия развития магазина: что сделать с продажами?
Первый шаг к ее разработке – подбор наиболее подходящего ассортимента товаров, и зачастую именно он становится одним из главных конкурентных преимуществ торговой точки. При этом подобрав идеальный перечень продукции, нельзя останавливаться. Обязательно нужно:
- Постоянно вводить различные новшества – например, придумывать новые варианты стимулирования покупателей, что позволит привлечь большую аудиторию
- Расширять ассортимент – это даст возможность клиентам всегда находить искомый товар, не посещая большого количества разных магазинов
- Углублять ассортимент – то есть создавать широкий выбор товаров в той группе, которая наиболее популярна у покупателей, что сделает торговую точку уникальной на рынке
- Предлагать клиентам дополнительные услуги – особая стратегия и тактика магазина, которая выделяет его на фоне конкурентов: это просто «переманивает» клиентов, которые с удовольствием идут туда, где им предложат не просто купить нужную продукцию, но и, к примеру, протестировать ее или получить консультацию специалиста.
Помимо этого, творческий подход к выработке стратегии предполагает неожиданные решения. Например, можно подобрать группы товаров, которые не будут иметь отношения к основному ассортименту, но заинтересуют клиентов. Например, можно сочетать свежие овощи и бакалею, мясо и хлеб, фрукты и дары моря, одежду и различные мелочи для дома. Это особая маркетинговая стратегия магазина, и чтобы выбрать интересное сочетание, нужно лишь присмотреться к клиентам – их внешний вид, привычки, интересы сами подскажут, что им необходимо.
Самый интересный магазин
Еще один важный шаг в развитии торговой точки – создание особой атмосферы. Задача владельца или управляющего – разработать уникальный образ торговой точки, придумать впечатление, которое будет захватывать клиентов с первых же секунд визита. Потребителям должно быть:
- уютно и комфортно
- интересно – создание соблазнов и привлечение внимания при помощи волнующих вещей будут незаменимы
- необычно – они должны чувствовать, что эта торговая точка работает не так, как другие, и выглядит оригинально (чтобы этого добиться, нужно консультироваться с дизайнерами, архитекторами и художниками)
В данной ситуации стратегия развития магазина предполагает наличие пусть одного, но самого неповторимого решения. Например, торговую точку можно превратить в тропический лес, железнодорожную станцию, комнату в особняке… Не обязательно выбирать что-то очень дорогостоящее – достаточно просто оригинального шага, и клиенты придут уже хотя бы для того, чтобы посмотреть на предложенное решение. Захотят ли они остаться, зависит от того, насколько это решение будет уместным, удобным и соответствующим ассортименту товаров.
В целом, обязательно следует помнить, что покупателям зачастую нравится просто ходить по магазинам, даже если они не планируют что-то покупать. И если просто привлечь их внимание, заставив войти внутрь и осмотреться, то дело за покупкой не станет. Главная стратегия развития магазина – никогда не переставать быть интересным и никогда не забывать изменяться. И если это так, торговая точка не останется без покупателей даже в дни затишья в торговле – просто потому, что кто-то из потенциальных клиентов не сможет пройти мимо нее.