Тенденции и перспективы франчайзинга в России
Одним из самых привлекательных видов деятельности в малом и среднем бизнесе, несомненно, является франчайзинг. Его активное развитие длится вот уже более 20 лет, и перспективыфранчайзинга в России весьма радужны. Этот вид бизнеса уже является одним из самых лучших способов повышения эффективности работы в любой сфере, и в будущем предприниматели, которые захотят увеличить свою конкурентоспособность, также будут выбирать именно его.
Франчайзинг-бизнес России: основные особенности
Эта модель бизнеса изначально развивалась благодаря иностранным компаниям, однако уже в конце 90-х рынок заняли российские предприятия, количество которых на данных момент уже достигло нескольких десятков тысяч. «Иностранцы» при этом были практически вытеснены, а большинство отечественных компаний начали использовать франчайзинг как основную форму работы, поскольку она считалась и считается до сих пор одной из самых успешных для развития бизнеса с нуля.
Однако хорошие перспективы франчайзинга в России пока что наблюдаются только в крупнейших городах страны, а вот мелкие населенные пункты по-прежнему выбирают другие формы работы. При этом внедрение на рынок ряда известных на весь мир брендов чаще всего происходит через Москву и Санкт-Петербург, и лишь затем подключаются областные центры. В маленькие города и поселки торговые марки пока что приходят очень редко.
Впрочем, даже невзирая на то, что компаний, работающих с этой формой бизнеса, в России достаточно много, темпы развития франчайзинга в стране все равно называют низкими. Это связано с целым рядом причин:
- законодательная база, регулирующая этот вид бизнеса, в России несовершенна
- в стране распространена практика проведения «теневых» операций
- не все партнеры в России склонны выполнять свои обязательства
- в городах и районах сохраняется бюрократия и административное давление
И, конечно же, такие тенденции франчайзинга в России обусловлены тем, что многие предприниматели до сих пор не имеют серьезных знаний об этой форме работы, не понимают механизма покупки франшизы и ее ценообразования, а также не представляют себе, какие возможности перед ними могут открыться, выбери они такой вариант работы.
Перспективы франчайзинга в России: какие франшизы особенно популярны?
Чтобы добиться успехов в этом виде бизнеса, предпринимателю стоит лишь выбрать верное направление работы. Самыми востребованными среди франшиз на сегодня являются те, которые работают в сферах:
- розничной торговли (почти половина отечественных франшиз относится к этой области)
- общественного питания
- бытового обслуживания
Если же сузить эти сферы, то окажется, что наиболее популярной в стране является реализация фаст-фуда, продуктов питания и алкоголя. На втором месте – бизнес, связанный с арендой недвижимости.
Что ждет франчайзинг-бизнес России?
Современные тенденции франчайзинга в России демонстрируют: в ближайшем будущем следует ожидать активного развития таких сфер деятельности, как услуги в области здоровья и спорта, туристический и гостиничный бизнес, информационные технологии, игорный бизнес, продажа, сервис и аренда автомобилей. Также в стране становятся все более популярными мультибрендовые компании, работающие сразу в нескольких сегментах рынка.
Развитию этой модели работы способствуют появляющиеся государственные и региональные программы поддержки франчайзинга. Они предполагают:
- проведение налоговых и судебных реформ
- дебюрократизацию экономики
- поддержку малого и среднего предпринимательства
- разработку индивидуальных концепций развития франчайзинга
- субсидирование стартапов
- содействие в разработке и продвижении национальных брендов
- подготовку квалифицированных кадров
Все это уже в ближайшем будущем позволит предприятиям почувствовать себя увереннее на рынке и открыть новые возможности и для себя и для своих клиентов. При этом положительные перспективыфранчайзинга в России будут сохраняться еще очень долго, и бизнесмены, которые решатся попробовать себя в этой сфере деятельности, никогда не прогадают и смогут активно развиваться и расширять географию своей работы, покоряя новые города и целевые аудитории.