Особенности и тенденции ресторанного бизнеса
Современные тенденции ресторанного бизнеса во многом неуловимы – этот вид деятельности развивается стремительно, меняется на глазах, «обрастает» уникальными особенностями… Однако для тех, кто хочет открыть собственное дело, все же можно выделить несколько основных «секретов» современности, которые помогут наладить работу в правильном русле.
Ресторанное дело: что заинтересует клиентов?
Одной из главных современных тенденций ресторанного бизнеса можно считать стремление его владельцев создать условия для любой социальной прослойки клиентов. Это подразумевает открытие не только элитных, «пятизвездочных» заведений, в которых предлагаются изысканные и очень дорогие блюда, но и создание ресторанов с доступными ценами и демократичной обстановкой. Так, современные тенденции развития ресторанного бизнеса ориентированы на создание:
- маленьких ресторанчиков street food – это могут быть даже обычные автофургоны со столиками, расставленными вокруг: в них продается «быстрая» еда для тех, кто торопится
- демократичных заведений casual dining – особый формат, предполагающий быстрый и сытный обед в полноценном ресторанчике (особенно привлекателен для служащих и менеджеров среднего звена)
В первом случае средний чек заведения составляет 150 рублей, а продукция продается по «правилу одной руки»: купивший ее человек должен иметь возможность есть на ходу, держа еду одной рукой. В ряде случаев street food даже не предполагает размещения за столиками, однако всегда имеет более-менее разнообразное меню. Во втором случае средний чек составляет 250-300 рублей.
Какими бывают «быстрые» рестораны?
Главные особенности ресторанного бизнеса в современных городах просты: чем больше заведений ориентировано на фастфуд, тем больше шансов привлечь клиентов. В данном случае речь не идет о сетях street food, а о вполне полноценных ресторанах, которые при этом продают именно «быструю» еду. Они бывают такими:
- Фуд-корт – небольшая точка питания, которая объединяет на одном участке несколько разных заведений. Обычно фуд-корты размещаются в развлекательных центрах, но могут занимать и часть улицы. Средний чек в них стоит 350-400 рублей. Популярность формата определяется тем, что организовать фуд-корт очень просто, затраты на него будут минимальными, а поток клиентов никогда не иссякнет
- Рестораны «свободного доступа» (Free flow) – идеальный вариант для корпоративных мероприятий: блюда готовятся в присутствии клиентов, а гости могут свободно перемещаться по залу и выбирать то, что им больше всего понравится. Обычно в таких заведениях очень большой ассортимент продукции, а средний чек не превышает 350 рублей
- Рестораны Fast Casual – один из самых перспективных форматов и в Европе, и в России, хотя изначально подобные сети появились в США. В таком заведении посетители смогут и поесть, заплатив не более 600 рублей, и приятно провести время. Обслуживание здесь будет очень быстрым, а меню – разнообразнее и вкуснее, чем в обычном фуд-корте
- Рестораны Quick Service. То же самое, что и предыдущий вид, однако обслуживание еще быстрее (достигается за счет того, что блюда готовятся из полуфабрикатов)
Учитывая эти примеры, в целом, тенденции ресторанного бизнеса все чаще сводятся к тому, что владелец ресторана должен иметь достаточно большую площадь для посетителей и особую кухню-фабрику, на которой могут быстро готовиться определенные блюда. Никаких изысков в оформлении интерьера быть не должно.
Каковы особенности ресторанного бизнеса в России?
Помимо указанных заведений, которые становятся все более популярными в современном мире, в России открываются особые рестораны, соответствующие как модным трендам, так и национальному колориту. Среди них:
- булочные-кондитерские, в которых продаются выпечка и сладости, характерные для русских традиций (например, баранки, крендели и т.д.)
- рестораны национальной кухни, в которых предлагаются только исконно русские блюда
- пивные рестораны – в них пиво варится на месте по русским традициям, а в меню содержатся оптимальные виды закусок к нему
- рестораны, работающие на монопродукте – относительно новое веяние, предполагающее продажу блюд, изготовленных, например, только из картофеля, мяса, риса и т.д.
Такие заведения уже отличаются особым интерьером, уникальной атмосферой, необычным подходом к обслуживанию клиентов. Однако даже в самых престижных из них делается ставка не на дороговизну блюд, а на рост количества посетителей. Это и есть основные тенденции развития ресторанного бизнеса в России: владельцы заведений стремятся удовлетворить запросы клиентов, не превысив значения среднего чека в 600-1000 рублей, и при этом предлагают им свежие, эксклюзивные блюда, которые зачастую даже не похожи на «быструю еду».