История франчайзинга
Предприятия, работающие по франшизе, впервые появились в мире еще в 50-х годах 19 столетия. Первой среди них была компания Singer Sewing machine company, производившая знаменитые швейные машины, которые были очень популярны в Америке, и нуждались в обслуживании по всей стране. Именно так и появились филиалы предприятия, предоставлявшие клиентам полный сервис их техники. Со временем подобных компаний, работавших в разных сферах, стало очень много, и историяфранчайзинга сегодня по-прежнему набирает обороты, открывая новые возможности для создания самых разнообразных сетей.
Первые франшизы: как начинался бизнес
Изначально договоры по франчайзингу напоминали дистрибьюторские контракты: фирма, которая присоединялась к головной, должна была осуществлять непосредственные продажи ее продукции, а в отдельных случаях выполнять обязанности дилера – обслуживать технику, ремонтировать оборудование, предлагать сервисные услуги. Как правило, франчайзинговые сети создавались вокруг предприятий, производивших какие-либо механизмы, и лишь позднее этот вид бизнеса охватил и другие сферы.
Когда первые франшизы продемонстрировали успешную работу, их примеру решили последовать многие. В конце 19 столетия таких компаний стало очень много, и среди них были даже знаменитыебренды – General Motors (эта фирма одной из первых ввела франчайзинговое дилерство), Coca-Cola,Pepsico. В последних двух отношения строились по особому принципу: владелец бизнеса поставлял в филиалы концентраты для напитков, последние же разбавляли их газированной водой, разливали в фирменную тару и продавали в розницу. Главным преимуществом такой работы было сокращение издержек на централизованное производство и доставку продукции, содержащей значительную часть воды.
История франчайзинга в 20 столетии
Успех этих предприятий подтолкнул к созданию своих сетей и другие компании. В 20-е годы прошлого века стал активно развиваться и товарный франчайзинг: сети образовывали крупные оптовые поставщики, которые сотрудничали с независимыми магазинами и предлагали им товар на реализацию. Такое сотрудничество для торговых точек несло определенные выгоды – товары поставлялись им со значительной скидкой, а они получали возможность работать с хорошей накруткой. Единственное требование – вести торговлю нужно было под торговой маркой владельца сети.
В это же время стали создаваться и компании, которые помогали предпринимателям заключатьфранчайзинговые соглашения с крупными компаниями. Именно в те времена история франчайзинганачала развиваться особенно активно, и на рынок вышли бакалейная сеть DE SPAR (она сохранилась до сих пор и известна под брендом SPAR), многие нефтеперабатывающие компании, сеть кафе-мороженых Baskin Robbins и другие.
В 50-е годы прошлого века появился франчайзинг бизнес-формата, который в основном коснулся ресторанов: создавались целые сети (преимущественно кафе самообслуживания), которые работали с единым меню и по единым стандартам сервиса. Одной из таких сетей и стал знаменитый McDonald’s.
На этом этапе своя история франчайзинга появилась и в Европе. Правда, там подобные предприятия часто сталкивались с мошенничеством: малым предпринимателям пытались продавать «дутые» франшизы. Чтобы защитить их, стали появляться ассоциации, которые следили за чистотой сделок. Они существуют до сих пор – это, например, Международная и Европейская Ассоциации Франчайзинга.
Развития франчайзинга в России
После бурного развития в США и Европе этот вид бизнеса пришел и в Россию, но случилось это лишь в 80-е годы прошлого столетия. Первой компанией на российской территории стала PepsiСo, которая была довольно популярной в СССР. Долгое время она была единственной, и лишь в 1993 году в России появилось предприятие Baskin Robbins.
Активное развитие в стране франчайзинг получил лишь после 2000 года – считалось, что существующая в России система экономики и отсутствие нормативных документов, которые могли бы регулировать этот вид бизнеса, до 1996 года делали его просто невозможным. Позднее произошли соответствующие изменения, и развитие франчайзинга в России пошло активными темпами. Популярность приобрели знаменитые McDonald’s, Pizza Hut, Coca-Cola, Kodak и многие другие.
Наряду с зарубежными компаниями в России стали появляться и собственные франшизы, первой среди которых считается компания Владимира Довганя «Дока». После нее таких предприятий было великое множество, и, без преувеличения, в России каждый день появляются новые компании, которые продолжают развивать этот вид бизнеса и делают его еще более привлекательным для новичков.